Sign in

If you already have account just sign in and get more options to work with the resource.

E-mail
Password
Log on as: 

Sign out

User session:
Close windowFlash player is not installed.
Mobile versionMy guidebook

Save and print any interesting information from Moscow Travel Portal as an Guidebook!

 

News

Will appear in Moscow street Kuindzhi and Bilibin20 December 2016Will appear in Moscow street Kuindzhi and Bilibin

This will happen in 2017

There are support floating bridge in the Park "Zaryadye"20 December 2016There are support floating bridge in the Park "Zaryadye"

The bridge will connect the Park and the promenade will be a unique viewing platform.

In honor of the composer Balakirev19 December 2016In honor of the composer Balakirev

Call one of the capital's squares

All news

Print Version
I like it

Attractions


24  September  2012

Дом инженера Перцова

В центре Москвы, рядом с Пречистенкой, стоит большой четырехэтажный терем, выглядящий экзотически даже для эклектичной столицы. Этот краснокирпичный, украшенный майоликовыми панно дом железнодорожного инженера Петра Перцова (иногда упоминается как дом З.А. Перцовой) – памятник и своеобразный символ России начала XX в. 

В начале 1900-х в Европе возникла мода на русский стиль. Россия тогда вышла на мировой рынок как промышленная, банковская, железнодорожная держава, успешная участница Всемирных выставок. Подъем промышленности вызвал увеличение городского населения, и в Москве начали активно строиться доходные дома. Архитекторы, изощряясь в декоре, создавали многоквартирные шедевры.

Такой дом задумал и инженер Перцов, покупая участок земли на набережной Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя. Как коллекционер и меценат он понял, что место постройки обязывает строго отнестись к зданию. Требования объявленного закрытого конкурса были такими: доходный дом, построенный на старом фундаменте, с жилыми квартирами (включая квартиру хозяев) и мастерскими в мансардах для художников (там должны были работать Р. Фальк, П. Соколов-Скаля, А. Куприн). Дом должен был быть необычным и отражать национальное своеобразие русского народа.

Жюри, в которое входили лучшие художники того времени – Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель, – выбрало проект архитектора Николая Жукова (1874–1946) при участии Б. Шнауберта по эскизам художника Сергея Малютина (1859–1937), живописца, иллюстратора, мастера декоративно-прикладных работ и создателя русской матрешки. «Тщедушный, маленький, он был маленьким во всем, кроме таланта», – писала о Малютине в воспоминаниях княгиня Тенишева, хозяйка мастерских в Талашкине, где тот трудился.

Для дома Перцова Малютин создал эскизы фасадов и интерьеров. Последние сохранились и сегодня – известно, что стены бывших квартир владельцев полностью покрыты деревянной резьбой и росписью; к сожалению, увидеть здание изнутри почти невозможно, потому что дом находится в ведении МИДа.

Но и снаружи есть на что посмотреть. Поперечная двускатная крыша угловой части выходит щипцами на фасады, напоминая разделенные древние русские крыши. Майоликовые панно со славянскими языческими сюжетами («Ярило», «Бык, дерущийся с медведем», «Птица Сирин»), а также оленями, павлинами, щуками, цветами и деревьями, выполнены в иконописной манере ранней христианской эстетики и навевают мысли о Киевской Руси. Эти композиции по эскизам Малютина выполнила артель художников-гончаров Строгановского училища «Мурава». Также дом украшен деревянной резьбой и литым декором: балконы поддерживают то ли змеи, то ли драконы с русалками, труба сделана в виде спящей совы.

В стилевом отношении дом Перцова скорее относится к модерну, а не к псевдорусскому стилю, распространенному в то время: все части здания объединены так органично и неразрывно, что создают целостный художественный образ, что характерно именно для модерна.

Дом Перцова стал пристанищем творческих людей, наподобие парижского Монмартра. В 1908 году артист Московского художественного театра Никита Балиев и нефтепромышленник Николай Тарасов открыли в подвале театр-кабаре «Летучая мышь» для артистов МХТ. По преданию, именно летучая мышь вылетела на «отцов-основателей», когда те осматривали подвал. После спектакля актеры собирались здесь и разыгрывали капустники; первым правилом шуточного устава кабаре было «Не обижаться». Театральные капустники перетекали в ночные вечеринки, на которые в ресторан «Летучей мыши» допускались платежеспособные клиенты «с улицы». Средства, вырученные таким образом, направлялись на помощь нуждающимся актерам.

Вскоре кабаре, ставшее общедоступным коммерческим театром, в который не гнушался ходить сам Станиславский, обрело такую популярность, что переехало в более просторное помещение «Первого дома Нирнзее». Но это уже совсем другая история. 

Адрес: Соймоновский проезд, д. 1/35

Back to list